Особенности нормирования труда на демонтажно-. монтажных работах
Демонтажно-монтажные работы при ремонте авиационной техники (демонтаж и монтаж авиатехники, ее систем, узлов, агрегатов и оборудования) составляют приблизительно 30% общей трудоемкости работ на авиационной технике.
При нормировании труда конкретного вида работ необходимо учитывать, что он состоит в основном из ручных приемов. В свя — 1н с ним особое внимание следует уделять организации рабочего мп і.) Все необходимые приспособления, подставки, стеллажи с ДСНІ. ТИМН и умами для сборки должны размещаться на минимальном, но удобном для выполнения работы расстоянии. Оно зависит о| того, где производятся работы: на верстаке, на настиле или пну і |>п г. і молота, а также от веса собираемых деталей и узлов.
()еобеШ10(1Ы0 гехиологни выполнения демонтажно-монтажных работ являє їси го, что многие приемы вспомогательной работы насin. ll. UO криікоііремічіїп. і, что их грудно отделить от основной рибшм. По hums при нормировании груда на таких работах раз — онера іншим ирсми на основное н вспомогательное нецеле-
• onrtpa ню,
Мри определении оперативного времени необходимо учитывать Нан колнчестаенные, так и качественные факторы, влияющие на основное время,
Значения количественных факторов определяются на основании іехнолопічсскоґі документации, описания конструкции ремой — іНруемоїо самолета. а также по соответствующим чертежам н схе — м и м.
Качее гікчіііьи* факторы учитываются поправочными коэффици-
• || la ми А, |, которые определяются исходя из следующей зави-
• и мости:
Ки. (43)
t on І
ї ї. /(||| . оперативное время на выпашенис работы при условиях. отличающихся от принятых за основу (очень стесненные условия, когда работа производится через отверстия или через люки на ощупь);
(„„, оперативное время на выполнение работы при нормальных условиях (свободные условия, при которых действия рук и поле зрения практически не ограничены).
Оперативное время определяется и результате фотохрономет — ражных наблюдений при выполнении работ.
Подготовительно-заключительное время, время обслуживания рабочего. места, а также время на отдых и личные надобности определяется в процентах к оперативному времени на всю операцию по формуле (5).
С учетом перечисленных особенностей проектируются нормативы времени на каждый вид работы. При этом рекомендуется применять укрупненные нормативы времени.
Нормы времени определяются на основе таблиц «Нормативов времени на демонтажно-монтажные работы при ремонте авиационной техники» аналнтнческн-расчетным методом. Таблицы нормативов времени охватывают все основные виды работ, необходимых при выполнении технологических процессов демонтажа и монтажа на легких, средних и тяжелых самолетах, вертолетах и наземных средствах связи и самолетовождения. Эти таблицы рассчитаны но оперативному времени с учетом расстояния, на которое перемещаются детали, узлы и инструмент:
а) при работе на верстаке до 700 мм;
б) при работе на настиле или внутри самолета (спецмашины):
— для мелких детален и инструмента весом 1 кг и менее до 700 мм;
— для деталей и инструмента весом более! кг — до 2000 мм.
Нормы времени на демонтажно-монтажные работы устанавливаются по формулам (4), (5).
Оперативное время при выполнении конкретных работ определяется по таблицам нормативов в зависимости от следующих количественных факторов: веса и размеров устанавливаемой детали (узла); способа установки и крепления; применяемого приспособления и инструмента; расстояния, на которое перемещаются узлы, детали, инструмент и др.
Нормативами предусматриваются шесть групп сложности положения корпуса рабочего и три группы стесненности при выполнении работ.
Удобным считается положение корпуса рабочего, при котором работа производится стоя или сидя в удобном положении при устойчивом равновесии тела рабочего. Для определения группы стесненности при выполнении работы необходимо руководствоваться следующими определениями:
а) свободными считаются условия выполнения работ, при которых действия рук, иоле зрения и передвижение рабочего практически не ограничены;
б) стесненными считаются условия выполнения работ, при которых действия рук, поле зрения н передвижение рабочего ограничены расположенными рядом деталями;
в) очень стесненными считаются условия выполнения работ, при которых работа производится через отверстия или через люки на ощупь.
Время выполнения крепителыю-раскрспнтсльных работ зависит и от угла поворота ключа.
Нормативы разработаны из расчета на свободные условия выполнения работы при удобном положении корпуса рабочего. При выполнении работ в стесненных условиях нужно применять поправочные коэффициенты (табл. 21).
Таблица 2! Поправочные коэффициенты, учитывающие условия выполнения работ
|
Пользоваться поправочными коэффициентами следует объек — I и lino, іак как завышение их приведет к послаблению норм.
Далее приводнюй пример определения по нормативам нормы времени на операцию «Установка механизма распора» при мон — 1/1 же шасси са моле і а Ту 114 (табл. 22).