Особенности нормирования труда на демонтажно-. монтажных работах

Демонтажно-монтажные работы при ремонте авиационной тех­ники (демонтаж и монтаж авиатехники, ее систем, узлов, агрега­тов и оборудования) составляют приблизительно 30% общей тру­доемкости работ на авиационной технике.

При нормировании труда конкретного вида работ необходимо учитывать, что он состоит в основном из ручных приемов. В свя — 1н с ним особое внимание следует уделять организации рабочего мп і.) Все необходимые приспособления, подставки, стеллажи с ДСНІ. ТИМН и умами для сборки должны размещаться на минималь­ном, но удобном для выполнения работы расстоянии. Оно зависит о| того, где производятся работы: на верстаке, на настиле или пну і |>п г. і молота, а также от веса собираемых деталей и узлов.

()еобеШ10(1Ы0 гехиологни выполнения демонтажно-монтажных работ являє їси го, что многие приемы вспомогательной работы насin. ll. UO криікоііремічіїп. і, что их грудно отделить от основной рибшм. По hums при нормировании груда на таких работах раз — онера іншим ирсми на основное н вспомогательное нецеле-

• onrtpa ню,

Мри определении оперативного времени необходимо учитывать Нан колнчестаенные, так и качественные факторы, влияющие на основное время,

Значения количественных факторов определяются на основа­нии іехнолопічсскоґі документации, описания конструкции ремой — іНруемоїо самолета. а также по соответствующим чертежам н схе — м и м.

Качее гікчіііьи* факторы учитываются поправочными коэффици-

• || la ми А, |, которые определяются исходя из следующей зави-

• и мости:

Ки. (43)

t on І

ї ї. /(||| . оперативное время на выпашенис работы при усло­виях. отличающихся от принятых за основу (очень сте­сненные условия, когда работа производится через от­верстия или через люки на ощупь);

(„„, оперативное время на выполнение работы при нор­мальных условиях (свободные условия, при которых действия рук и поле зрения практически не ограниче­ны).

Оперативное время определяется и результате фотохрономет — ражных наблюдений при выполнении работ.

Подготовительно-заключительное время, время обслуживания рабочего. места, а также время на отдых и личные надобности оп­ределяется в процентах к оперативному времени на всю опера­цию по формуле (5).

С учетом перечисленных особенностей проектируются нормати­вы времени на каждый вид работы. При этом рекомендуется при­менять укрупненные нормативы времени.

Нормы времени определяются на основе таблиц «Нормативов времени на демонтажно-монтажные работы при ремонте авиацион­ной техники» аналнтнческн-расчетным методом. Таблицы нормати­вов времени охватывают все основные виды работ, необходимых при выполнении технологических процессов демонтажа и монтажа на легких, средних и тяжелых самолетах, вертолетах и наземных средствах связи и самолетовождения. Эти таблицы рассчитаны но оперативному времени с учетом расстояния, на которое пере­мещаются детали, узлы и инструмент:

а) при работе на верстаке до 700 мм;

б) при работе на настиле или внутри самолета (спецмашины):

— для мелких детален и инструмента весом 1 кг и менее до 700 мм;

— для деталей и инструмента весом более! кг — до 2000 мм.

Нормы времени на демонтажно-монтажные работы устанавли­ваются по формулам (4), (5).

Оперативное время при выполнении конкретных работ опреде­ляется по таблицам нормативов в зависимости от следующих коли­чественных факторов: веса и размеров устанавливаемой детали (узла); способа установки и крепления; применяемого приспособ­ления и инструмента; расстояния, на которое перемещаются узлы, детали, инструмент и др.

Нормативами предусматриваются шесть групп сложности поло­жения корпуса рабочего и три группы стесненности при выполне­нии работ.

Удобным считается положение корпуса рабочего, при котором работа производится стоя или сидя в удобном положении при ус­тойчивом равновесии тела рабочего. Для определения группы сте­сненности при выполнении работы необходимо руководствовать­ся следующими определениями:

а) свободными считаются условия выполнения работ, при ко­торых действия рук, иоле зрения и передвижение рабочего прак­тически не ограничены;

б) стесненными считаются условия выполнения работ, при ко­торых действия рук, поле зрения н передвижение рабочего огра­ничены расположенными рядом деталями;

в) очень стесненными считаются условия выполнения работ, при которых работа производится через отверстия или через люки на ощупь.

Время выполнения крепителыю-раскрспнтсльных работ зависит и от угла поворота ключа.

Нормативы разработаны из расчета на свободные условия вы­полнения работы при удобном положении корпуса рабочего. При выполнении работ в стесненных условиях нужно применять попра­вочные коэффициенты (табл. 21).

Таблица 2!

Поправочные коэффициенты, учитывающие условия выполнения работ

Условия выполнения работ

Коэффициент стесненности Кус

Свободные*

1.0

Стесненные

1.3

Очень стесненные

1,8

Пользоваться поправочными коэффициентами следует объек — I и lino, іак как завышение их приведет к послаблению норм.

Далее приводнюй пример определения по нормативам нормы времени на операцию «Установка механизма распора» при мон — 1/1 же шасси са моле і а Ту 114 (табл. 22).